Gross liquidity withdrawals by the national bank in August decreased by 17.3% mom (-10.4% ytd) and amounted to T3.4tn, which is comparable with 25% of the loan portfolio of the banking system. The volume of issue of notes in August continued to decline and amounted to T3.3tn (-T73bn -2.2% mom, +1.8% ytd). The rather strong reduction in the amount of liquidity withdrawn in August (-T724bn) was influenced by the decrease in tenge deposits placed in the national bank by T500bn and REPOs by T147bn. At the same time, the volume of placed notes has changed to a lesser extent (-T73bn, -2.2% mom).

The volume of liquid assets of the banking system in August decreased by 2.6% (-0.1% ytd) and amounted to T9.7tn, which is 40% (-1pp. mom) of the total aggregate assets of the banking system. The decrease in liquidity in August was mainly due to a strong outflow of deposits and a small increase in lending. At the same time, the reduction in liquidity in the banking system amounted to T258bn, while the Tenge liquidity, withdrawn by the national bank, showed a decrease of T724bn.

We see the replacement of previously written off problem loans with new loans, but the share of total loans to the economy from the forecast value of GDP for 2018 is 22.2% (24% in 2017), which is quite low and indicates the low role of the banking sector as a source of financing economy. At the same time, the banking system has all the available resources and the problem of low participation of the banking sector in the economy arises not because of the banking system itself and problems in it, but as a result of the general state and structure of the economy of Kazakhstan.

Since the beginning of the year, the outflow of foreign currency deposits of the population amounted to T441bn, while the inflow of tenge deposits amounted to T442bn. The outflow of foreign currency deposits of the corporate sector since the beginning of the year amounted to T551bn, while the outflow was also observed in the tenge deposits of the corporate sector by T62bn. On this basis, we believe that the observed dedollarization of corporate deposits is associated with the withdrawal of these foreign currency deposits from the Kazakhstan banking system to foreign banks. We described the main reasons for this in our analytical note “The policy of the National Bank facilitates the withdrawal of capital from Kazakhstan”. At the moment, according to the statistical bulletin, currency savings in the economy exceed currency loans by 160% (150% at the beginning of the year, 134% at the 2016).

At the moment, the struggle of the national bank with dollarization by current methods contributes only to the withdrawal of foreign currency from corporate depositors from the banking system. It also raises certain questions why, with a fairly good growth of the economy and growth of export earnings in the economy, there is no increase in deposits of both legal entities and the population. In our opinion, this situation is associated with the presence of structural problems in the economy, as well as with a strong dependence on commodity exports. With the growth of the economy, which is based on the inflow of foreign exchange earnings, which is almost impossible to use as credit resources, and placing it on foreign currency deposits is unprofitable for exporters, the only driver for the growth of the financial sector is the development of the domestic market, domestic production and solvency of the population. At present, the still unresolved structural problems in the economy lead to a decline in the role of the banking system in the development and growth of the economy, which is reflected in weak growth in lending, which is mainly due to increased lending to the population, as well as in general outflow of deposits, excessive liquidity and high credit risks for the banking system.

In August, there was a growth in lending by 0.5%  (+2.5% ytd). Corporate loans decreased by 0.2% mom (-2.1% ytd). In the sector of retail lending, there was an increase of 1.7% mom (+10.7% ytd). Consumer lending in August showed an increase of 2.7% mom (+7.5% ytd). The overall increase in lending is mainly influenced by the growth of loans issued to the population, while the corporate loan portfolio shows a decrease. But taking into account the troubled loans written off by the TOP-10 banks for 6 months in the amount of T520bn, mostly represented by corporate loans, the growth of the loan portfolio amounted to 6.8% since the beginning of the year.

According to official data, the quality of loans in the system improved, the share of loans with overdue loans over 90 days in August decreased by 0.6pp and amounted to 8.2% (-1.2pp ytd). The provisioning level in August decreased by 0.1pp and amounted to 13.86% (-1.6pp ytd).

In August, there was an outflow of deposits by 2.6%  (+0.4% ytd). Deposits of legal entities decreased significantly by 6% mom (-2.4% ytd), deposits of individuals increased by 1.3% mom (+4.9% ytd). The main influence on the total outflow of deposits (-T468bn) was due to the reduction in foreign currency (-T350bn) and tenge (-T229bn) corporate deposits. At the same time, deposits of the population showed an increase of T112bn, which resulted from the replacement of tenge deposits by -T157bn with dollar deposits by 269bn.

The conversion of tenge deposits of the population into dollar deposits and the outflow of foreign currency deposits of companies is caused by the continued weakening of the tenge rate. Moreover, if the population is limited by the options of foreign currency investments within the framework of the banking system, large companies prefer to withdraw their foreign currency deposits abroad to foreign banks, which can provide greater profitability with a lower risk level.

In August, the tenge weakened by 16.37 tenge against the US dollar. The weakening of the national currency is observed for five months. The total trading volume on the stock exchange in August showed an increase of 35% compared with the volume of the previous month.

The dollarization of household deposits in August increased by 1.4pp to 47%, the dollarization of deposits of legal entities as a result of outflow of foreign currency deposits decreased by 2.1pp to 41%. The total dollarization of deposits in August was 43.8% (-0.4pp for the month, -4pp ytd).

The volume of purchases of US dollars in exchange offices increased by 43%. In absolute terms, the volume of purchases by the population of US dollars is $673mn, which is 23% less than the value recorded in August 2017 ($877mn), but it is the maximum result in 2018. The growth of purchases of the US dollar is influenced by the growth of devaluation expectations associated with a significant weakening of the tenge, as well as a significant seasonal component (for three years, the purchase of dollars by the population in August shows maximum values).

The NIM and NIS indices in August again showed a decrease: NIM 5.14% (-0.04pp mom), NIS 4.12% (-0.08pp mom). The growth of the banks' interest margin (NIM) from the beginning of the year was 0.05pp; the reduction in the interest spread (NIS) from the beginning of the year was 0.05pp. The main influence on these indicators has an increase in interest assets with a smaller increase in interest income attributable to these assets.

In August, the profit of the banking sector amounted to T49.8bn (T418.6bn profits ytd). The main contribution to the result of August was made by two banks, which account for 81% of the total profit of the banking system in August: Halyk Bank (T49.8mn, 65% of the total profit of the system in August) and Kaspi Bank (T8.1bn, 16% of system profits in August). 

Appendix 2 provides more detailed information on the change in key indicators of each bank.   

  • Monetary policy and FX market;
  • Assets of the banking sector, deposits of the banking sector;
  • Loans of the banking sector and credit to economy;
  • Interest rates;
  • Banking sector's liquidity;
  • Banking sector's profitability;
  • Top 10 banks major changes.

Please download the PDF version to access full report with charts and data tables.

Валовые объемы изъятия ликвидности национальным банком за август уменьшились на 17.3% м/м (-10.4% с начала года) и составили Т3.4трлн, что сопоставимо с 25% ссудного портфеля банковской системы. Объем выпуска нот в августе продолжил снижение и составил Т3.3трлн (-Т73млрд -2.2% м/м, +1.8% с начала года). На достаточно сильное сокращение суммы изымаемой ликвидности в августе (-Т724млрд.) оказало влияние снижение тенговых депозитов, размещенных в национальном банке, на Т500млрд и сделок РЕПО на Т147млрд. При этом объем размещенных нот изменился в меньшей степени (-Т73млрд, -2.2% м/м).  

Объем ликвидных активов банковской системы за август сократился на 2.6% (-0.1% с начала года) и составил Т9.7трлн, что составляет 40% (-1пп. м/м) от итого совокупных активов банковской системы. Снижение ликвидности в августе в основном происходило в результате сильного оттока депозитов и небольшого прироста кредитования. При этом сокращение ликвидности в банковской системе составило Т258млрд., тогда как тенговая ликвидность, изымаемая национальным банком, продемонстрировала сокращение на Т724млрд.   

Мы наблюдаем замещение ранее списанных проблемных кредитов новыми кредитами, но при этом доля совокупных кредитов экономике от прогнозного значения ВВП на 2018 год составляет 22.2% (24% в 2017 году), что является довольно низким значением и указывает на низкую роль банковского сектора как источника финансирования экономики. При этом банковская система обладает всеми доступными ресурсами и проблема низкого участия банковского сектора в экономике возникает не по вине самой банковской системы и проблем в ней, а в результате общего состояния и структуры экономики Казахстана.  

Отток валютных депозитов населения с начала года составил Т441млрд, тогда как приток тенговых депозитов составил Т442млрд. Отток валютных депозитов корпоративного сектора с начала года составил Т551млрд, при этом отток также наблюдался и в тенговых депозитах корпоративного сектора на Т62млрд. Исходя из этого, мы считаем, что наблюдаемая дедолларизация корпоративных депозитов связана с выводом данных валютных вкладов из Казахстанской банковской системы в иностранные банки. Основные причины этого мы описали в нашей аналитической записке «Политика Национального Банка способствует выводу капитала из Казахстана». Согласно данным статистического бюллетеня, валютные сбережения в экономике превышают валютные кредиты на 160% (150% на начало года, 134% на начало 2016 года).

На данный момент борьба национального банка с долларизацией текущими методами способствует только выводу валютных средств корпоративных вкладчиков из банковской системы. Вызывает также определенные вопросы, почему при достаточно хорошем росте экономики и росте экспортной выручки в экономике не наблюдается прирост депозитов как юридических лиц, так и населения. По нашему мнению, данная ситуация связана с наличием структурных проблем в экономике, а также с сильной зависимостью от сырьевого экспорта. В условиях роста экономики, основу которого составляет приток экспортной валютной выручки, которую практически невозможно использовать в качестве кредитных ресурсов, а размещение ее на валютных депозитах невыгодно экспортерам, единственным драйвером роста финансового сектора является развитие внутреннего рынка, собственного производства и платежеспособности населения. В настоящее время все еще неразрешенные структурные проблемы в экономике приводят к снижению роли банковской системы в развитии и росте экономики, что выражается в слабом росте кредитования, которое в основном обеспечивается увеличением кредитования населения, а также в общем оттоке депозитов, излишней ликвидности и высоких кредитных рисков для банковской системы.

В августе наблюдался рост кредитования на 0.5%  (+2.5% с начала года). Займы юридических лиц сократились на 0.2% м/м (-2.1% с начала года). В секторе кредитования физических лиц наблюдался рост на 1.7% м/м (+10.7% с начала года). Потребительское кредитование в августе продемонстрировало прирост на 2.7% м/м (+7.5% с начала года). На общий прирост кредитования основное влияние оказывает рост займов, выданных населению, при этом корпоративный ссудный портфель демонстрирует снижение. Но с учетом списанных ТОП-10 банками проблемных займов за 6 месяцев на сумму Т520млрд., в большей степени, представленных корпоративными займами, рост ссудного портфеля составил 6.8% с начала года. 

Согласно официальным данным, качество кредитов в системе улучшилось, доля займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней в августе уменьшилась на 0.6пп и составила 8.2% (-1.2пп с начала года). Уровень провизирования в августе уменьшился на 0.1пп и составил 13.86% (-1.6пп с начала года).

В августе наблюдался отток депозитов на 2.6%   (+1% с начала года). Депозиты юридических лиц значительно сократились на 6% м/м (-2.4% с начала года), депозиты физических лиц увеличились на 1.3% м/м (+4.9% с начала года). Основное влияние на общий отток депозитов (-Т468млрд.) оказало сокращение валютных (-Т350млрд.) и тенговых (-Т229млрд.) корпоративных депозитов. При этом депозиты населения продемонстрировали прирост на Т112млрд, который возник в результате замещения тенговых депозитов на -Т157млрд  долларовыми вкладами на 269млрд. 

Конвертация тенговых депозитов населения в долларовые и отток валютных вкладов компаний вызван продолжающимся ослаблением курса тенге. При этом если население ограничено вариантами валютных вложений рамками банковской системы, то крупные компании предпочитают выводить свои валютные депозиты за рубеж в иностранные банки, которые могут обеспечить большую доходность при меньшем уровне риска.

В августе тенге ослаб на 16.37 тенге по отношению к доллару США. Ослабление национальной валюты наблюдается на протяжении пяти месяцев. Совокупный объем торгов на фондовой бирже в августе продемонстрировал рост на 35% по сравнению с объемами прошлого месяца.

Долларизация депозитов населения в августе увеличилась на 1.4пп до 47%, долларизация депозитов юридических лиц в результате оттока валютных депозитов снизилась на 2.1пп до 41%. Совокупная долларизация депозитов в августе составила 43.8% (-0.4пп за месяц, -4пп с начала года).

Объем покупки долларов США в обменных пунктах увеличился на 43%. В абсолютном выражении объём покупки населением долларов США составляет $673млн, что на 23% меньше значения, зафиксированного в августе 2017 года ($877млн), но при этом является максимальным результатом в 2018 году. На рост покупок доллара США, влияет рост девальвационных ожиданий, связанный со значительным ослаблением тенге, а также значительная сезонная составляющая (на протяжении трех лет покупка долларов населением в августе демонстрирует максимальные значения).

Показатели NIM и NIS в августе вновь продемонстрировали снижение: NIM 5.14% (-0.04пп. м/м), NIS 4.12% (-0.08пп. м/м). Рост процентной маржи банков (NIM) с начала года составил 0.05пп, сокращение процентного спреда (NIS) с начала года составило 0.05пп. Основное влияние на данные показатели оказывает прирост процентных активов при меньшем приросте процентных доходов, приходящихся на данные активы.

В августе прибыль банковского сектора составила Т49.8млрд. (Т418.6млрд. прибыли с начала года). Основной вклад в результат августа внесли два банка, на которые приходится 81% от итого прибыли банковской системы за август: Халык Банк (Т49.8млпд, 65% от общей прибыли системы в августе) и Каспи Банк (Т8.1млрд, 16% от общей прибыли системы в августе).

В Приложении 2 дана более детальная информация по изменению ключевых показателей каждого банка.

  • Денежно-кредитная политика и валютный рынок;
  • Активы банковского сектора, депозиты банковского сектора;
  • Кредиты банковского сектора и кредит экономике;
  • Процентные ставки;
  • Ликвидность банковского сектора;
  • Доходность банковского сектора;
  • Основные изменения ТОП-10 банков.

Для доступа к таблицам и графикам скачайте PDF-версию отчета.