Сектор торговли Казахстана

Halyk Finance Research18 Октября 2017

Сфера торговли – крупнейшая отрасль экономики после нефтегазового сектора (18% от ВВП) и одна из важнейших в сфере услуг, генерирует 17% от ВВП страны. Торговля, демонстрировала одни из наиболее быстрых темпов роста в сравнении с другими отраслями экономики. К примеру, до кризиса 2009 года, рост розничной торговли в среднем равнялся 13% в год, после 2009 года и до падения цен на нефть в 2014 году, оборот розничной торговли рос в среднем на те же 13% в год. Но при этом, если драйверами роста до 2015 года выступали в основном рост доходов населения, кредиты банков, фиксированный валютный курс, делавший стабильными импортные цены, то в настоящее время все эти факторы существенно ослабли, что привело к минимальному росту товарооборота.  

Сфера торговли является крупнейшей отраслью в несырьевом секторе, при этом она также обеспечивает занятость более 15% занятых во всей экономике. По количеству занятых, торговля вышла на первое место среди отраслей в первом полугодии 2017 года, обеспечивая занятость более 1,3 млн человек, при этом каждый второй в этой сфере самозанятый.

В структуре налогов по отраслям экономики доля налогов от торговли закрепилась на уровне 10% от общих поступлений крупных и средних предприятий в 2014-2016гг.

Объем оптовой торговли в 2016 году составил Т18 трлн или примерно $52 млрд и более чем в два раза превышает оборот розницы. Более половины (52%) объема оптовой торговли сконцентрирована в г. Алматы, еще 17% в г. Астана, тем самым очевидно, что оптовая торговля дислоцируется в городах с наиболее высоким спросом, с другой стороны это означает, что она абсолютно не развита в других регионах.

Объем розничной торговли в 2016 году составил Т8 трлн или примерно $23 млрд. Розничный товарооборот в возрастающей степени формируется за счет непродовольственных товаров, на которые приходится 70% в Казахстане, примерно 50% в РФ и 90% и более в развитых странах. Отметим, что низкая доля продовольствия в общем товарообороте в Казахстане объясняется высокой самообеспеченностью населения продукцией сельского хозяйства на селе и в пригородной зоне.

Отмечается определенное удлинение сроков запасов в настоящее время в сравнении с более благополучным периодом с 2010 года по 2013 год. Тогда в рознице запасы в днях торговли составляли 48 дней, в опте 49 дней. Соответственно, в текущее время дольше на 20 дней в рознице и на 5 дней в опте что связано с кратным замедлением оборота непродовольственных товаров с 17% в 2010-2014гг. до 0-2% с 2015 года, большей уязвимости спроса под влиянием волатильности обменного курса. Оборот непродовольственных товаров в розничной торговле в долларовом эквиваленте в среднем с 2015 года снизился на 25%, в оптовой торговле – на 32%

В торговле задействована треть от всех предприятий в республике и примерно половина индивидуальных предпринимателей. Привлекательность сферы торговли находится на спаде – совокупное число действующих предприятий выросло на 32% с 2010 года, но в торговле их количество повысилось только на 11%. Прирост количества индивидуальных предпринимателей также был скромнее в торговой сфере в сравнении с другими отраслями. На долю малых предприятий приходится три четверти всего товарооборота в республике, на долю крупных и средних – четверть, из которых 70% доля крупных предприятий.

Приблизительно с 2010 года, торговые площади, относящиеся к индивидуальным предпринимателям, удвоились до почти 10 миллионов кв.м., тогда как площади торгующих предприятий выросли только на половину до 3,2 миллионов кв.м.

Спрос на цивилизованные форматы торговли в Казахстане присутствует, но он крайне уязвим в периоды экономических спадов перед малыми предпринимателями и базарами, торгующими менее качественной продукцией по более доступным ценам. Процесс перехода к современным форматам торговли замедлился, в текущее время пропорции цивилизованной и прочей торговли принципиально не меняются – доля индивидуальных предпринимателей в том числе торгующих на базарах почти 50%.

Наличие торговых площадей современных форматов в расчете на одного жителя в Астане и Алматы в сравнении с другими городами мира говорит об адекватном уровне предложения торговой недвижимости. Так, торговые площади в Астане находятся на уровне между Санкт-Петербургом и Москвой, в Алматы данное значение относительно меньше. 

Ввод новых торговых площадей всех форматов в целом по Казахстану серьезно опережал возможности рынка. Выручка розничной торговли в расчете на кв.м. торговой площади в 2016 году снизилась почти на 8% в реальном выражении относительно 2010 года ввиду более чем двукратного увеличения площади торговых объектов. Товарооборот в расчете на одного жителя в аналогичном периоде повысился на 40% в реальном выражении при росте населения только на 10% в этом периоде и росте выручки на 50% в реальном выражении. Тем самым можно заключить, что возможности для роста торговли присутствуют, но лежат они в плоскости повышения эффективности, а не экстенсивного расширения торговой площади. 

Интернет торговля в Казахстане делает только первые шаги. В 2016 году доля торговли через интернет перешагнула за 1% от общего объема розничной торговли. В настоящее время примерно половина домохозяйств и около половины абонентов сотовой связи в стране имеет доступ к интернету.

Кредитование населения в настоящее время практически замерло. Объемы выдачи новых потребительских кредитов, достигавшие 20-30% в сопоставлении с объемом реализации непродовольственных товаров в 2012-2013 годы, в начале текущего года свелись практически к нулю из-за сокращения спроса на потребительские кредиты. Но уже в марте-августе 2017 года рост объема потребительского кредитования достиг 11% от объема реализации непродовольственных товаров в сопутствующем периоде.

Исходя из отношения кредиты/депозиты физлиц можно заключить, что население стало более осмотрительно подходить к заимствованию у банков и с 2010 года является нетто-кредитором банковской системы. На середину текущего года отношение кредиты/депозиты физлиц составляет 0,5 (кредиты полностью покрыты депозитами). Соответственно, можно сделать вывод, что население скорректировало свое потребление и пока не видит необходимости в займах при том, что ставки по депозитам находятся на привлекательном уровне.   

Невысокий уровень урбанизации в том числе влияет на развитие торговли. На города с населением свыше 100 тысяч приходится 86% оборота розничной торговли. В свою очередь, города также достаточно сильно разнятся по показателям торговли. На г. Алматы приходится 28% оборота всей розничной торговли страны, на г. Астану приходится 11%, далее со значительным отрывом следуют г. Караганда с 7% и г. Актобе с 6%. В этих же городах, включая Усть-Каменогорск, оборот розничной торговли на одного жителя близок или превышает Т1 миллион в год.

За девять месяцев этого года, оборот розничной торговли вырос на 6,4% в годовом выражении после нулевого роста за тот же период 2016 года. Соответственно, высокое значение темпа роста торговли в значительной мере отражает эффект низкой базы прошлого года. Кардинального улучшения ситуации с доходами населения пока не произошло, а осенняя неопределенность в связи с ослаблением валютного курса уже оказывает давление на инфляцию, что неблагоприятно влияет на розничные продажи, которые в сентябре снизились на 6% к предыдущему месяцу. С учетом этого мы ожидаем рост розничной торговли на 2% в текущем году. Перспектива следующего года, небольшое ускорение роста до 2,4%, основными стимулами для роста торговли мы видим медленное восстановление цен на нефть, улучшение экономической ситуации, остановку падения реальных зарплат и расширение спроса на потребительские кредиты. Темп роста оптовой торговли мы видим на уровне 1,4% в текущем и 1,7% в 2018 году. В то же время, низкая доля цивилизованной торговли, всего в четверть от совокупной, дает огромные возможности для качественного роста отрасли.      

Для доступа к полной версии отчета скачайте pdf версию.