Despite the unexpectedly high GDP growth in Kazakhstan in 1H2017 (4.2%), assets and deposits of the banking system declined during this period, and lending continued to stagnate. Especially large changes in assets and loans of the banking system occurred in July, which was due to the settlement of problem loans in Kazkommertsbank and its subsequent purchase by Halyk Bank. In this regard, we included the analysis of the banking system for 7 months in this review. Among the main characteristics of the banking system in this period there is also recognition by the National Bank of Kazakhstan that the actual amount of non-performing loans in banks may be more than it is reflected in the statements, and the expected losses on them may exceed formed provisions. This may lead to further worsening of the banking sector indicators, while the government's program for the improvement of the banking system continues.

Summary

Since the beginning of this year, Kazakhstan's banking sector has entered a period of large-scale transformation, which has already begun to have a significant impact on indicators of the banking system. Since 2017, the capital adequacy ratio has been increased, the regulator's supervision has become tougher, and from the beginning of 2018, banks must switch to a new accounting for the formation of reserves (IFRS 9). Such changes pushed banks’ consolidation. This review contains more detailed information on this matter.

However, the biggest impact has already had and will continue to have is the Program of NBRK: «Improvement of banking sector financial stability" (hereinafter – the Program). This program was developed by the NBRK in June. During July it was actively discussed with banks and on August 9 the NBRK announced its approval. Despite the fact that the main work within the program was carried out in summer, one of the key parts of the program "recovery of the systemically important bank" (Kazkommertsbank) was implemented during the first half of the year with the final completion of all measures in July. Thus, the recovery of a systemically important bank can be divided into two stages. Within the framework of the first stage, the non-performing loans of the bank were settled. With the help of state support, BTA Bank repaid its debt in the amount of T2.4 trillion to Kazkommertsbank. By the results of checking the remaining loan portfolio by Halyk Bank and the NBRK, additional provisions were added. At the second stage, after settling problem loans, Halyk Bank purchased 96.8% of common shares of KKB. In addition to the purchase price Halyk Bank provided additional capital to Kazkommertsbank in the amount of T185 bn.

In general, in the first half of this year there was an unexpectedly high growth in the GDP of Kazakhstan (4.2%). The main growth driver was again the oil and gas sector, as well as the mining sector (metals production). Compared to the first half of 2016, the average price for oil increased by 30% to $52/bbl, and due to Kashagan field, oil production increased by 10%. However, despite the favorable economic environment, during this period, deposits and assets of the banking system declined, which greatly accelerated the decline in their share in relation to GDP.       

Assets of the banking sector in 1H2017 decreased by 1.6% to T25.1 trillion (according to the NBRK's statistics "Information about own capital, liabilities and assets"), as a result the share of assets in the country's GDP decreased by 6pp to 52% (58% according to the results of 2016). This share is very low compared to the world levels, which indicates a weak contribution of the banking system to the development of the economy. For comparison, the share of assets of the Russian banking sector in the country's GDP as of end of 1H2017 amounted to 91.9% (93% at the end of 2016).  

The reduction in assets in the first half of the year was due to the reduction in the deposit base of the sector by 2.6%. In turn, the main outflow of deposits was caused by corporate sector, whose funds decreased by 4.6% (-0.3% for retail deposits). It is difficult for us to explain such a strong decline in deposits from legal entities and the lack of growth in retail deposits. Perhaps, due to the improvement in the economy, bank depositors began transition from the "savings" regime to the "spending and investing" regime. Also, the outflow of deposits could be affected by negative news about the quality of assets in the banking system and the financial condition of some banks.

In July, due to the settlement of problem loans in Kazkommertsbank and its further acquisition by the Halyk Bank, the assets of the banking system for the month decreased by 5.2% (a decrease of 6.8% over 7 months). In this case, the main driver of asset reduction was the repayment of Kazkommertsbank's debts to state creditors: T625bn to the NBRK (which were attracted by the bank from the NBRK in several tranches since December 2016 as part of stabilization measures to maintain current liquidity), T202bn debt through repo operations, T41 bn to Samruk-Kazyna in frame of BTA Bank's share purchase and sale agreement.

As a result, in July the share of banks' assets in GDP fell to 49%. Deposits for the month showed a slight increase of 0.4%, which was due to the growth of retail deposits (+1.8% mom, +1.5% ytd), while corporate deposits continued to decline (-0.8% mom, -5.3% ytd). Tenge exchange rate free float, in which frequent movements of the exchange rate make it pointless to attempt to win on devaluation, and also the effects of a significant difference in rates on deposits in national and foreign currencies continue to yield results. Thus, taking into account the adjustment for the exchange rate, the dollarization of household deposits for the first half of 2017 decreased from 61.9% (at the beginning of the 2017) to 55.5% (at the end of June 2017), and the dollarization of legal entities declined from 49.1% to 46.3%. As a result, for the first half of the year, taking into account the adjustment for the exchange rate, the dollarization of total deposits decreased from 54.6% to 50.3%.  

The loan portfolio of the banking sector for the six months of 2017 increased by 0.1% to T15.5 trln (according to the NBRK's statistics "Information on equity, liabilities and assets"). As the country’s GDP increased nominally, the share of the banks' loan portfolio in the country's GDP decreased to 32% (35% in 2016). This also indicates a further decline in the role of the banking sector in the economy to ensure its growth. For comparison, in Russia the share of the credit portfolio of the banking sector in the country's GDP for 1H2017 was 64.1% (64.5% at the end of 2016).

In July, due to the state support, BTA Bank’s problem loan was fully repaid to Kazkommertsbank. As a result, the loan portfolio of the bank (gross) decreased by T2 trillion. This led to a considerable decrease for the month and 12.9% ytd. At the end of July, the share of the loan portfolio of banks in the country's GDP was 27.8%. On the other hand, full repayment of BTA loan increased the volume of KKB liquidity and the entire banking sector. At the end of July, the share of liquid assets in the bank amounted to 64.9%. In general, the level of liquid assets in banking sector at the end of this month was 35.6% (28.3% at the beginning of the year). Thus, there is enough liquidity in the banking system to accelerate the growth of lending to the economy. However, in our opinion, such growth is constrained by low demand for unsubsidized commercial loans and the presence of hidden problems in banks' loan portfolios.

Share of non-performing loans in the banking system for the first half of the year increased by 4pp to 10.7%. Provisions for credit losses under IFRS for this period increased by 0.6pp to 11.2%. However, in the Program, the NBRK acknowledged that the actual volume of non-performing loans in banks may be greater than reflected in financial reports, and the expected losses on them may exceed the formed provisions. This situation was clearly demonstrated by the settlement of problem loans in Kazkommertsbank. Despite the fact that the problematic loan of BTA Bank was fully repaid and provisions for it were to be released, after checking the quality of the remaining portfolio by the regulator and the Halyk Bank, Kazkommertsbank was forced to add provisions in the amount of T401 bn. As a result, the provisions of the bank accounted for 64.9% of the remaining loan portfolio and at the end of July it showed losses of T406 bn. In addition, KKB showed a significant increase in NPL for the remaining loan portfolio, which at the end of July amounted to 35.5% from the loan portfolio.

Recognition of problems in KKB's remaining loan portfolio worsened the indicators of the entire banking system. At the end of July, the share of provisions for credit losses reached 16.1%, and the share of problem loans overdue more than 90 days increased to 12.8%. The profit on the banking system in the amount of T204 billion at the end of June turned into a loss of T204 billion at the end of July. Given that, according to the Program, banks will be forced to show real level of problems with their loan portfolios, by the end of this year we can expect deterioration in the indicators of the banking system.       

Liquidity of the banking sector in 1H2017 remained at high levels and was also distributed unevenly across banks. The regulator continued to seize excess liquidity from the banking system and at the end of 1H2017 gross liquidity withdrawal through NBRK instruments (notes, deposits, repo, currency swaps) amounted to T4 trillion (25% of the loan portfolio of banking sector).

As of the end of July, the gross amount of withdrawn liquidity decreased by 11% mom and amounted to T3.6 trillion. This decrease was mainly due to the settlement of problems in KKB. As indicated above, the bank repaid the stabilization loan to the NBRK in the amount of T625 bn and the NBRK loan in the form of a REPO transaction in the amount of T202 bn. Also, excess liquidity in the banking system was absorbed through the acquisition by the Kazkommertsbank of treasury securities of the Ministry of Finance for T1 trillion.

The base rate during the first half of 2017 decreased by 1.5 pp to 10.5% and in August it was further lowered by 0.25pp to 10.25%. So far, such a reduction in the rate has had a weak effect on the activation of lending. As we noted earlier, in our opinion, the growth in lending is constrained by low demand for unsubsidized loans and the presence of hidden problems in banks' loan portfolios.

We expect that by the end of 2017, the base rate will be lowered to 10%. In general, lower base rate, further improvement of the economic environment, recognition of problems in banks' loan portfolios, and government support towards the financial stability of large banks should lead to lending acceleration by banks.

We expect that by the end of 2017, taking into account such factors as the growth in economy, the reduction in the base rate, the recovery of the banking system, and various government programs to stimulate lending, the total nominal growth of sector bank loans  (excluding the BTA bank loan at) will be in the region of 2-3% in annual terms. However, given the level of inflation, the real growth is likely to be negative. Taking into account that, according to our expectations, real GDP growth in 2017 will be about 3%, the share of bank loans in Kazakhstan's GDP will decrease even more.

In the first half of 2017, we observed a decrease in the deposit base of the banking sector, which was due to the outflow of corporate customers, which are more responsive to changes in the banking system and in the economy. However, at the end of 2017 against the background of improved economic situation and the continuing level of government spending we expect a turning point in the reduction of corporate deposits, as well as the further growth of retail deposits. Total growth of the deposit base, according to our expectations, will be 4-5% yoy. At the same time, taking into account the gradual decrease in the base rate, the interest rates on deposits will also decrease, which may be a decelerating factor for the active growth of savings in banks.

Major changes in the top-10 banks are presented at the end of this report.

For the full version of the report, download the PDF version.

Несмотря на неожиданно высокий рост ВВП Казахстана в 1П2017 года (4.2%), активы и депозиты банковской системы за этот период снизились, а кредитование продолжило стагнировать. Особенно крупные изменения в активах и кредитах банковской системы произошли в июле, что было связано с урегулированием проблемных займов в Казкоммерцбанке и с его дальнейшим приобретением Народным банком. В связи с такими большими изменениями мы включили в обзор анализ результатов банковской системы за 7 месяцев. Помимо этого, к главным особенностям деятельности банковской системы за этот период можно отнести признание Национальным Банком Республики Казахстан (далее – НБРК) ситуации, что фактический объем неработающих займов в банках может быть больше, чем отражено в отчётности, а ожидаемые убытки по ним могут превышать сформированные провизии. Это может означать, что по мере продолжения процесса оздоровления банковской системы ее показатели могут ухудшиться еще больше.

Краткое содержание отчета

С начала текущего года банковский сектор Казахстана вступил в период достаточно масштабной трансформации, которая уже начала оказывать существенное влияние на показатели банковской системы. С текущего года повышены нормативы достаточности собственного капитала, ужесточаются надзор и меры реагирования со стороны регулятора, а с начала 2018 года банки должны перейти на новый учет формирования резервов под кредитные потери (МСФО 9). Такие изменения во многом подтолкнули банки к консолидации. В обзоре содержится более детальная информация по этому поводу.

Однако самое большое влияние уже оказала и продолжит оказывать «Программа повышения финансовой стабильности банковского сектора». Данная программа была разработана НБРК в июне. В течении июля она активно обсуждалась с банками и 9 августа НБРК объявил об её утверждении. Несмотря на то, что основная работа по проекту программы была проделана летом, тем не менее одна из ключевых частей программы «оздоровление системообразующего банка» (Казкоммерцбанк) была осуществлена в течении первого полугодия с окончательным завершением всех предпринятых мер в июле. Так, оздоровление системообразующего банка можно разделить на два этапа. В рамках первого этапа было осуществлено урегулирование проблемных кредитов банка. При помощи средств государственной поддержки БТА Банк произвел погашение своей задолженности на сумму Т2.4 трлн по займу перед Казкоммерцбанком. По результатам проверки оставшегося кредитного портфеля, выполненного Народным Банком и НБРК, были доначислены дополнительные провизии. На втором этапе, после урегулирования проблемных кредитов, Народный Банк приобрел 96.8% простых акций ККБ. В дополнение к оплаченной покупной цене за приобретенные пакеты простых акций Народный Банк осуществил докапитализацию Казкоммерцбанка на сумму Т185 млрд.

В целом, в первом полугодии этого года отмечается неожиданно высокий рост ВВП РК (4.2%). Главным драйвером роста снова выступил нефтегазовый сектор, а также горнорудный сектор (производство металлов). По сравнению с первым полугодием 2016 года средняя цена на нефть выросла на 30% до $52/баррель, а благодаря Кашагану добыча нефти увеличилась на 10%. Однако, несмотря на благоприятную экономическую среду, в этот период депозиты и активы банковской системы снизились, что сильно ускорило падение их доли по отношению к ВВП.

Активы банковского сектора за 1П2017 года сократились на 1.6% до Т25.1 трлн (по данным статистики НБРК “Сведения о собственном капитале, обязательствах и активах”), в результате чего доля активов к ВВП страны сразу сократилась на 6пп до 52% (58% по итогам 2016 года). Данная доля является очень низкой по международным меркам, что указывает на слабый вклад банковской системы в развитие экономики.  Для сравнения, доля активов банковского сектора РФ в ВВП страны на конец 1П2017 года составила 91.9% (93% на конец 2016 года).

Сокращение активов в первом полугодии обусловлено сокращением депозитной базы сектора на 2.6%. В свою очередь, основным драйвером оттока депозитов послужили вклады корпоративных клиентов, чьи средства сократились на 4.6% (минус 0.3% у физических лиц). Нам трудно объяснить такое сильное снижение депозитов у юридических и отсутствие роста у физических лиц. Возможно на фоне улучшения экономической ситуации вкладчики банков начали переход из режима «сбережения» в режим «расходования и инвестирования». Также на отток депозитов могли повлиять негативные новости по поводу качества активов в банковской системе и финансового состояния некоторых банков.

В июле из-за урегулирования проблемных займов в Казкоммерцбанке и его дальнейшего приобретения Народным банком активы банковской системы за месяц сразу сократились на 5.2% (снижение на 6.8% за 7 месяцев). В этом случае главным драйвером сокращения активов стало погашение долгов Казаккоммерцбанка перед государственными кредиторами: Т625 млрд погашено по задолженности банка перед НБРК (которые были привлечены Казкомом от НБРК несколькими траншами начиная с декабря 2016 года в рамках стабилизационных мер по поддержанию текущей ликвидности), Т202 млрд по операциям Репо, Т41 млрд перед Самрук-Казына по договору купли-продажи акций БТА Банка от 31 декабря 2014 года. 

В результате, в июле доля активов банков в ВВП сократилась до 49%. При этом депозиты за месяц показали небольшой рост в 0.4%, который произошел целиком за счет роста вкладов физических лиц (+1.8% м/м, +1.5% с начала года), тогда как корпоративные вклады продолжили сокращение (-0.8% м/м, - 5.3% с начала года).  Свободное плавание тенге, при котором частые движения обменного курса вверх и вниз делают бессмысленными попытки выиграть на девальвации, а также эффект от существенной разницы ставок по депозитам в национальной и иностранной валютам продолжают приносить свои результаты. Так, с учетом корректировки на курс, долларизация депозитов населения за первое полугодие 2017г. сократилась с 61.9% (в начале года) до 55.5% (на конец июня 2017г.), а долларизация юридических лиц сократилась с 49.1% до 46.3%. В итоге, за перовое полугодие, с учетом корректировки на курс, долларизация совокупных депозитов уменьшилась с 54.6% до 50.3%.

Кредитный портфель банковского сектора за шесть месяцев 2017 года увеличился на 0.1% до Т15.5 (по данным статистики НБРК “Сведения о собственном капитале, обязательствах и активах”). В связи неплохим ростом экономики за этот период отмечается снижение доли кредитного портфеля банков в ВВП страны, которое составило 32% (35% по итогам 2016 года). Это также говорит о дальнейшем снижении роли банковского сектора в экономике для обеспечения ее роста. Для сравнения, в РФ доля кредитного портфеля банковского сектора в ВВП страны за 1П2017 года составила 64.1% (64.5% на конец 2016 года).

В июле благодаря государственной поддержке проблемный кредит, выданный БТА банку в 2015 году, был полностью возвращен в Казкоммерцбанк. В результате кредитный портфель банка (брутто) сократился сразу на Т2 трлн. Это привело к тому, что кредитный портфель всей банковской системы сократился на ту же сумму (снижение на 13.1% за месяц и на 12.9% с начала года). На конец июля доля кредитного портфеля банков в ВВП страны составила 27.8%. С другой стороны, полный возврат кредита БТА банку резко увеличил объем ликвидности ККБ и всего банковского сектора. На конец июля доля ликвидных активов в банке составила 64.9% от всех его активов. В целом по банковской системе уровень ликвидных активов на конец этого месяца составил 35.6% (28.3% на начало года). Таким образом в банковской системе имеется достаточно ликвидности для ускоренного наращивания кредитования экономики.  Однако, по нашему мнению, такой рост сдерживается низким спросом на несубсидируемые коммерческие кредиты и наличием скрытых проблем в кредитных портфелях банков.

Проблемные кредиты с просрочкой более 90 дней в банковской системе за полугодие увеличились на 4пп до 10.7% от кредитного портфеля. Провизии под кредитные убытки по МСФО за этот период выросли на 0.6пп до 11.2%. Однако в программе повышения финансовой стабильности банковского сектора НБРК признал, что фактический объем неработающих займов в банках может быть больше, чем отражается в отчётности, а ожидаемые убытки по ним могут превышать сформированные провизии. Такую ситуацию наглядно продемонстрировало урегулирование проблемных кредитов в Казкоммерцбанке. Несмотря на то, что проблемный кредит БТА банку был полностью возвращен и по нему должны были высвободится провизии, после доскональной проверки качества оставшегося портфеля со стороны НБРК и Народного банка, Казкоммерцбанк был вынужден доначислить провизии на сумму Т401 млрд. В результате этого провизии банка составили 64.9% от оставшегося кредитного портфеля и на конец июля он показал убытки в сумме Т406 млрд. Помимо этого, ККБ по оставшемуся кредитному портфелю показал значительное увеличение проблемных кредитов с просрочкой более 90 дней, которые на конец июля составили 35.5% от кредитного портфеля.

Признание проблем по оставшемуся кредитному портфелю ККБ ухудшило показатели всей банковской системы. На конец июля доля провизий по кредитным убыткам достигла 16.1%, а доля проблемных кредитов с просрочкой более 90 дней увеличилась до 12.8%. Прибыль по банковской системе в размере Т204 млрд на конец июня превратилась в убыток Т204 млрд на конец июля. С учетом того, что по программе повышения финансовой стабильности банковского сектора банки будут вынуждены показывать реальный уровень проблем по их кредитным портфелям, до конца этого года можно ожидать ухудшения по этим показателям банковской системы.

Ликвидность банковского сектора в 1П2017 осталась на высоких уровнях и также была распределена неравномерно по банкам. Регулятор продолжил изъятие избыточной ликвидности из банковской системы и на конец 1П2017 года валовый объем изъятия ликвидности посредством инструментов НБРК (ноты, депозиты, репо, валютный своп) составил Т4 трлн (25% от ссудного портфеля БВУ).

На конец июля валовый объем изъятой ликвидности сократился на 11% м/м и составил Т3.6 трлн. Такое снижение связано в основном с урегулированием проблем в ККБ. Как было указано выше, данным банком было осуществлено погашение стабилизационного займа НБРК на Т625 млрд и займа НБРК в виде операции РЕПО в сумме Т202 млрд. Также избыточная ликвидность в банковской системе была абсорбирована за счет приобретения Казкоммерцбанком государственных казначейских ценных бумаг Министерства финансов на Т1 трлн.

Базовая ставка в течение первого полугодия 2017 года снизилась на 1.5 пп до 10.5% +/-1пп и в августе она была далее понижена на 0.25пп до 10.25% с аналогичным коридором. Пока такое снижение ставки оказывает слабое влияние на активизацию кредитования. Как мы отмечали ранее, по нашему мнению, рост кредитования сдерживается низким спросом на несубсидируемые кредиты и наличием скрытых проблем в кредитных портфелях банков. 

Мы ожидаем, что на конец 2017 года базовая ставка будет равна 10%. В целом, снижение базовой ставки, дальнейшее улучшение экономической среды, признание реальной картины по кредитным портфелям банков, и государственная поддержка по повышению финансовой устойчивости крупных банков должны привести к более активному кредитованию экономики банками.

Мы ожидаем, что по итогам 2017 года по мере восстановления экономической активности, с учетом снижения базовой ставки, оздоровления банковской системы, и с учетом различных государственных программ по стимулированию кредитования общий номинальный рост банковских кредитов экономике (без учета кредита БТА банка на начало года) будет в районе 2-3% в годовом выражении. Однако, учитывая уровень инфляции, реальный прирост скорее всего будет отрицательным. Исходя из того, что, по нашим ожиданиям, рост реального ВВП в 2017 году составит около 3%, доля банковских кредитов в ВВП Казахстана еще больше уменьшится.

В первом полугодии 2017 года мы наблюдали снижение депозитной базы в банковском секторе, что было обусловлено оттоком средств корпоративных клиентов, которые более волатильны к изменениям в банковской системе и в экономике в целом. Однако по итогам 2017 года на фоне улучшения экономической ситуации и сохраняющегося уровня государственных расходов мы ожидаем перелом в снижении корпоративных вкладов, а также дальнейший рост вкладов населения. Общий рост депозитной базы по нашим ожиданиям составит до 4-5% от уровня начала года. При этом, учитывая постепенное снижение базовой ставки, ставки вознаграждения по вкладам также будут снижаться, что может являться замедляющим фактором для активного роста сбережений в банках.

В конце отчета представлены основные изменения, произошедшие в первой десятке банков по размерам активов.

Для полной версии отчета скачайте PDF-версию.