Агентство S&P подтвердило рейтинги Казахстана на уровне BBB-, прогноз – стабильный

S&P улучшил прогнозы по отрицательному сальдо текущего счета до 1.5% от ВВП в текущем году (против 3.5% от ВВП в предыдущем рейтинговом действии). Прогнозы экономического роста Казахстана сохранены агентством на уровне 3% в 2018-2021 гг. на фоне роста государственных инвестиций и увеличения экспорта в связи с некоторым улучшением прогноза цен на нефть и увеличением объемов добычи на Кашаганском месторождении.

Рейтинги Республики Казахстан по-прежнему поддерживаются преимущественно сильными показателями баланса правительства, обусловленными профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые товары (соответствующие средства аккумулированы в НФ). Прогнозируемые к 2021 г. значительные внешние ликвидные активы (в основном представляют собой валютные активы НФ), объем которых превышает внешний долг экономики, также поддерживают уровень рейтингов.

Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана связано с потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния и сохранением проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, при этом агентство считает, что независимость центрального банка ограничена.

S&P отмечает, что несмотря на то, что 23 января 2018 г. НФ получил доступ к средствам на счетах в Нидерландах, однако, счета в Бельгии по-прежнему заморожены. Ожидается, что бельгийский суд вынесет решение весной 2018 г. Кроме того, возобновление доступа к активам возможно, если правительство предоставит залоговое обеспечение суммы, определенной шведским судом, и в настоящий момент не имеет доступа к замороженной части активов НФ. Однако, в целом, по мнению S&P, бюджетные и внешние показатели Казахстана в целом достаточно высоки, что позволяет правительству противостоять этим непредвиденным обстоятельствам.

Учитывая относительно низкий уровень долга — около 20% ВВП (по оценкам S&P), правительство являлось нетто-кредитором, при этом объем активов превышал объем обязательств на 25% ВВП в 2016 г. В 2017 г. в результате заморозки активов разница между объемом активов и обязательств сократилась до 2%, и, если ситуация не изменится, правительство станет нетто-заемщиком в период до 2021 г. (с небольшим превышением обязательств над активами).

Около половины долга правительства номинировано в иностранной валюте, в результате чего объем обязательств и расходы на погашение долга зависят от колебаний валютного курса, однако это частично компенсируется поступлениями нефтяного сектора, номинированными в долларах США. Помимо этого, по расчетам S&P расходы на обслуживание долга могут вырасти еще значительнее в связи с ростом инфляции, вызванным ослаблением тенге, поскольку долг правительства, привязанный к уровню инфляции, составляет около 14% совокупных долговых обязательств. По мнению агентства, расходы на обслуживание долга правительства в среднем по-прежнему будут превышать 5% доходов в 2018-2021 гг. По прогнозам S&P, дефицит консолидированного бюджета сократится до 1% в 2018 году ввиду отсутствия дальнейших расходов, связанных с банковским сектором.

В 2017 г. дефицит по текущему счету был ниже ожидаемых 4%, сложившись на уровне 3% от ВВП, что связано с ростом нефтедобычи и цен на нефть. Агентство ожидает дальнейшего сокращения дефицита текущего счета до 0.1% от ВВП к 2021 году, отчасти за счет отложенного эффекта, связанного с обесценением тенге в 2015 г. S&P улучшил прогнозы по отрицательному сальдо текущего счета до 1.5% от ВВП в 2018 году (против 3.5% от ВВП в предыдущем рейтинговом действии).

Прогнозы экономического роста Казахстана сохранены агентством на уровне 3% в 2018-2021 гг. на фоне роста государственных инвестиций и увеличения экспорта в связи с некоторым улучшением прогноза цен на нефть и увеличением объемов добычи на Кашаганском месторождении.

Наше мнение

Подтверждение кредитного рейтинга страны, на наш взгляд, является ожидаемым и нейтральным событием. Ранее в январе на фоне заморозки части валютных активов НФ агентство сохранило рейтинги и прогноз на текущем уровне благодаря относительно сильным показателям внешней позиции и умеренной долговой нагрузке Правительства. Подтверждение оценки суверенного долга страны, на наш взгляд, способствует повышению инвестиционной привлекательности выпусков выпущенных еврооблигаций.

Спреды по кредитно-дефолтным свопам для 10 летних бумаг снижаются с сентября прошлого года – после повышения прогноза S&P с негативного на стабильный, достигая 143 базисных пункта (снижение почти на 100 бп). На фоне улучшения макроэкономических показателей и закрепления цен на нефть на относительно высоком уровне доходности 10 и 20-летних суверенных долговых обязательств страны с февраля текущего года также снижаются (на 0.1-0.2пп).