Аэрофлот представил финансовые результаты за 2017г. по РСБУ

Андрей Кожокару06 Февраля 2018

Отчётность по РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учёта) имеет неконсолидированную основу и представляет только финансовые результаты Компании Аэрофлот. Согласно результатам 2017г, выручка Аэрофлота выросла до 446 649млн рублей (+4.4% г/г) при росте пассажиропотока до 32.8млн (+13.3% г/г). Между тем, за 4кв2017г. выручка Аэрофлота составила 105 957млн рублей (+6.5% г/г), продемонстрировав повышенную динамику роста относительно годового показателя. 

Себестоимость продаж увеличилась на 7.7% г/г до 400 268млн рублей. Общие, административные и коммерческие расходы составили 47 914млн рублей (+9.8% г/г). Операционный убыток Аэрофлота за 2017г. составил 1 533млн рублей против 12 590млн рублей операционной прибыли за 2016г. Значительный рост расходов показали статьи бортовое питание (до 16 900млн, +21.7% г/г), расходы на оплату труда (до 37 171млн, +13.6% г/г) и расходы на рекламу (до 8 848млн, +37.7% г/г). Увеличение затрат на бортовое питание, помимо роста объёма перевозок, связано с повышением цен на уровень, превышающий инфляцию. Рост расходов на рекламу связан с маркетинговыми кампаниями, направленными на зарубежные рынки. Чистая прибыль Компании увеличилась до 28 443млн рублей (+21.7% г/г). Рост чистой прибыли был обусловлен снижением налоговых расходов, увеличением доходов от участия в других организациях и более сильным снижением прочих расходов (на 22 518млн рублей, -49.3% г/г) относительно прочих доходов (на 13 030млн рублей, -19.8% г/г) Компании.            

Средняя цена нефти марки Brent увеличилась на 21% г/г за 2017г, при этом рублёвые цены на авиатопливо увеличились на 7.6% г/г. Согласно отчётности, общие затраты Аэрофлота на авиатопливо составили 84 816млн рублей (+18% г/г), увеличившись преимущественно за счёт роста операционных показателей (количество лётных часов +9.9% г/г).      

Укрепления рубля относительно EUR (+11.2% г/г) и USD (+13% г/г), оказало давление на ставки доходности (доход от выполненного пассажирооборота) на международных направлениях. Общие ставки доходности Аэрофлота снизились на 5.5% за 2017г, при этом снижение в 4кв2017г. составило лишь 1.5% г/г.  

Наше мнение:

Позитивными моментами для Компании являются сдержанная динамика роста расходов на авиатопливо при существенном удорожании нефти и тренд, направленный на ослабление динамики снижения ставок доходности. Ожидаемо негативными моментами для Аэрофлота остаются повышенный рост расходов на оплату труда и рекламу. За счёт превышения темпов роста расходных статей над доходом, мы сохраняем наш прогноз по снижению рентабельности Группы Аэрофлот по EBITDA до уровня ниже 11% в 2017г. (15.7% в 2016г) по МСФО.  

Чистая прибыль по РСБУ может существенно отличаться от аналогичного показателя по МСФО. Для аккуратной оценки финансовых результатов Группы за 2017г, мы ожидаем публикацию финансовых результатов по МСФО, которая намечена на период 28.02-01.03. На данном этапе, мы сохраняем нашу рекомендацию Покупать без изменений.