S&P: рейтинги Казахстана подтверждены на уровне BBB- со стабильным прогнозом

Эльмира Арнабекова22 Января 2018

Несмотря на заморозку внешних активов НФ на сумму $22.6 млрд (13% от ВВП), оценка S&P бюджетных и внешних активов Правительства остается достаточно высокой, что является одним из ключевых позитивных рейтинговых факторов. Сохранение Стабильного прогноза отражает ожидания агентства того, что в ближайшие два года не возникнет новых существенных финансовых требований в рамках продолжающихся разногласий относительно инвестиций в нефтегазовую промышленность Казахстана.

Рейтинги Республики Казахстан по-прежнему поддерживаются преимущественно сильными показателями баланса правительства за счет средств НФ. Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана связано с потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния и сохранением проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, несмотря на переход к режиму «плавающего» валютного курса.

Прогноз роста экономики агентством S&P сохранен на уровне 3% в 2018-2021 годах на фоне увеличения государственных инвестиций и экспорта страны (как за счет цены, так и увеличения физического объема – рост добычи на Кашаганском месторождении).

Показатели текущего счета страны, по ожиданиям агентства, будут улучшаться за счет отложенного эффекта девальвации и увеличения добычи нефти (рост экспорта в реальном выражении ожидается на уровне 2.5% в 2018 году). По прогнозам S&P, дефицит текущего счета улучшится от 4% в 2017 году до 3.5% от ВВП в 2018 году.

Несмотря на проведенную государственную программу рекапитализации банковского сектора, агентство полагает, что данная мера не является достаточной для улучшения способности банков выступать посредниками в кредитовании экономики. Так как, учитывая корректировки на внебалансовые кредиты и объем проблемных займов, согласно МСФО, реальный уровень неработающих кредитов, по мнению S&P, составляет 35-45%.

По мнению агентства, переход к «плавающему» курсу тенге и таргетированию инфляции, объявленный НБРК в 2015 г., привел к корректировке обменного курса и позволил несколько снизить внешние риски. Вместе с тем сохраняются проблемы, препятствующие доверию к монетарной политике, таких как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне умеренного роста кредитования в банковской системе и краткосрочного характера кривой доходности в тенге в связи с ограниченным предложением средне- и долгосрочных государственных долговых обязательств. Это ведет к нехватке залогового обеспечения при проведении межбанковских сделок и ограничивает способность участников рынка к определению стоимости предлагаемых финансовых продуктов и принятию инвестиционных решений.

Наше мнение

На наш взгляд, рейтинговое действие является нейтральным событием для рыночных инструментов, и соответствует нашим ожиданиям. Заморозка активов НФ в текущей ситуации не оказывает давления на кредитоспособность страны, их уровень позволяет оставаться Правительству нетто-кредитором по отношению к остальному миру (хотя разница между активами и обязательствами сократилась после наложения ограничения на часть средств НФ).

Мы также ожидаем улучшения фискальной позиции: вследствие сокращения государственных расходов и увеличения налоговых поступлений на фоне экономического роста, дефицит консолидированного бюджета достигнет до 2% от ВВП в 2018 году, что является благоприятным рейтинговым фактором.

Доходности суверенных облигаций вследствие сохранения кредитного рейтинга страны остаются на стабильном уровне: со времени предыдущего рейтингового действия (в сентябре) YTM 10-летних евробондов не изменились, 3.3%. Улучшение макроэкономических показателей рынок также закладывает в текущих ставках CDS (спред по 10-летним ставкам уменьшился на 0.28пп с сентября до 1.71пп).

Другие новости