Денежно-кредитная политика НБРК на 2018 год

Асан Курманбеков 12 Декабря 2017

11 декабря Национальный Банк опубликовал документ об «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2018 год». В качестве первостепенной Национальный Банк ставит перед собой задачу закрепления инфляции на низком уровне, а также уменьшения её волатильности. 

11 декабря Национальный Банк опубликовал документ об «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2018 год». В качестве первостепенной Национальный Банк ставит перед собой задачу закрепления инфляции на низком уровне, а также уменьшения её волатильности.

Уровень потребительской инфляции на протяжении большей части текущего года находился на уровне 0,3% в месячном измерении. Всплески инфляции в начале и в конце текущего года приводили к повышению его уровня до 1%. Основные компоненты потребительской инфляции в текущем году демонстрировали более умеренные значения в сравнении с предыдущим годом: продовольственные товары подорожали на 5,3% с начала года (7,8% в ноябре 2016 г.), непродовольственные товары (8,6% в ноябре 2016 г.), услуги +5,6% (6% в ноябре 2016 г.), в то же время цены на дизтопливо выросли на 31% с начала года (39% в ноябре 2016 г.), на бензин на 19% с начала года (4% в ноябре 2016 г.). Таким образом рост цен был менее выраженным в текущем году, без учета последнего месяца года. Дерегулирование на топливном рынке, перебои с поставками нефтепродуктов на внутреннем рынке в связи с ремонтами на НПЗ и ослабление нацвалюты к рублю с 5,5 до 5,9 за рубль в сентябре и октябре этого года существенно отразились на ценах на топливо.

Денежная масса, агрегат (М3) после повышения почти на 16% в прошлом году, по итогам 10 месяцев текущего года почти не изменился. Т.е. номинальный рост экономики на 9% с начала текущего года нивелировался отсутствием выраженного роста депозитов и кредитов банков при сохраняющихся значительных объемах изъятия ликвидности НБРК.

Размер базовой ставки в текущем году был снижен почти на 2пп до 10.25%, на 1пп в феврале, на 0,5пп в июне и на 0,25пп в августе. По-видимому ввиду серьезно ускорившейся инфляции в октябре и ноябре НБРК воздержался от дальнейшего снижения ставки в конце ноября. Исходя из этого, можно заключить, что дальнейшие шаги изменения размера базовой ставки будут в пределах 0,25пп.

Реальная ставка (разница между базовой ставкой и инфляцией) в течение года колебалась в пределах от 2,6% до 4,2% и в среднем находилась на уровне 3,4%. 

 Безымянный_original.png

Согласно прогнозам НБРК, в 2018 году инфляция войдет в коридор 5-7%, в 2019 году коридор инфляции снижается до 4-6%, после чего уровень инфляции с 2020 года по ожиданиям будет находиться ниже 4%.

Уровень реальной процентной ставки в прогнозном периоде сохраняется на уровне не выше 4% и будет выступать в роли бенчмарка для понимания направленности денежной политики Нацбанка.

В целях улучшения эффективности трансмиссионного механизма, регулятор, помимо сохранения текущего набора инструментов постоянного доступа (репо, дезозиты) и открытого рынка (ноты, депозитные и кредитные аукционы), в 2018 году планирует завершить работу по повышению результативности минимальных резервных требований. Установление нового уровня нормативов также позволит изымать структурную избыточную ликвидность в банковском секторе.

Отмечается, что влияние процентных ставок на валютный курс слабое, ввиду низкой мобильности капитала, что приводит к фундаментальной зависимости номинального курса от торгового баланса. При этом, исторически изменение курса тенге достаточно сильно воздействует на инфляционные процессы (эффект переноса ослабления на ИПЦ – 12%). Данное воздействие отличается также несимметричностью (укрепление тенге существенного снижения цен не оказывает).

Основными рисками инфляции Нацбанк видит фискальную политику, неблагоприятные изменения конъюнктуры цен на внутреннем и внешнем рынках.      

Наше мнение

Вхождение инфляции в коридор 5%-7% в следующем году на наш взгляд вполне реализуемо. Однако ее дальнейшее снижение до 4%, на наш взгляд, может быть проблематичным, учитывая, что это требует симметричных изменений в качественной структуре экономики, которые сложно реализовать за короткий промежуток времени. В этой связи таргет в 4% по инфляции скорее можно рассматривать как элемент формирования ожиданий. Как представляется, более умеренный сдвиг коридора (5,5%-7,5% и т.д.) от задаваемых НБРК значений в свете последних инфляционных изменений выглядел бы более обоснованным, переведя таргет  в более практичную плоскость.