Очень большие корректировки бюджета 2017 года

Министр финансов презентовал в Мажилисе уточнения в Республиканский бюджет на 2017 год, изменения внесенные в оперативном порядке, в значительной мере определяются необходимостью оздоровления банковской системы. Из 2.6 трлн тенге увеличения расходов бюджета, на оздоровления банков выделяется 2.1 трлн ($6 млрд по курсу 330 за доллар США) или 80%. 

13 февраля, Министр Нацэкономики представил в Мажилисе уточненный прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2017 год. Изменения прежде всего коснулись цены на нефть и курса тенге к доллару США (таблица 1). В результате объем ВВП номинально повысился на 3%. При этом, в прошлом прогнозе рост экономики в 2017 году составлял 1,9%, а сейчас был объявлен как не менее 2%, что может говорить о незначительном влиянии предполагаемых изменений на рост экономики.

В этот же день, министр финансов презентовал в Мажилисе уточнения в Республиканский бюджет на 2017 год (текущий бюджет на этот год был утвержден 29 ноября 2016 года). Уточнения затронули доходную часть ввиду роста налоговых поступлений на полтриллиона тенге связанное с изменением макропоказателей и увеличением ставки ЭТП на нефть с $35 до $50 за тонну. Расходная часть была скорректирована исходя из 5 приоритетов из послания Президента РК, которые на 95% определили уточнения расходов бюджета (Таблица 2).

 1_original.png

 2_original.png

Как видно из таблицы 2 изменения Республиканского бюджета, внесенные в оперативном порядке, в значительной мере определяются необходимостью оздоровления банковской системы. Из 2.6 трлн тенге увеличения расходов бюджета, на оздоровления банков выделяется 2.1 трлн ($6 млрд по курсу 330 за доллар США) или 80%.

Помимо приоритетов из послания Президента РК расходы республиканского бюджета в сумме 164 млрд тенге были увеличены на проекты обеспечения населения жильем, развития системы образования и здравоохранения, и энергетического комплекса.

Доходы бюджета без учета трансфертов из Нацфонда были увеличены на 554 млрд тенге, а расходы - на 2 615 млрд тенге. Таким образом, без учета трансфертов дефицит республиканского бюджета увеличился на 2 061 млрд. Выделение дополнительного целевого трансферта в сумме 1 093 млрд тенге сократило дефицит, тем не менее он увеличился почти в 3 раза по сравнению с текущим бюджетом на 2017 год.

В связи с увеличением трансфертов из Нацфонда их общая доля в доходах государственного бюджета увеличилась с 35% до 39% (31% в 2016 году).      

В презентации уточнений в Республиканский бюджет не говорится за счет чего будет финансироваться резко возросший дефицит бюджета. Однако мы предполагаем, что будет два основных источника финансирования: банки и ЕНПФ.  

Средства банков, привлекаемые НБК по операциям изъятия ликвидности, в последнее время стабильно превышают 3.2 триллиона тенге и часть этих денег может быть использована банками для покупки ценных бумаг Минфина. Если предположить, что Минфин рассматривает возможность привлечения свободных средств от банков, то ему придется предложить адекватную доходность, что значительно увеличит затраты на обслуживание долга. Не исключено также, что Минфин может обратиться к внешним займам.

Другим следствием увеличения расходов бюджета выступает рост ненефтяного дефицита бюджета. По нашей оценке, он вырастет до 11% от ВВП в 2017 году без учета облигационных займов из Нацфонда госкомпаниям. Ненефтяной дефицит с учетом облигационных займов Нацфонда составлял 11.9% от ВВП в 2015 году и 9.6% от ВВП в прошедшем году.   

Наше мнение

В целом, из-за резкого увеличения расходной части бюджета сильно ухудшились параметры бюджета на 2017 год. При этом остается неизвестной общая сумма облигационных займов из Нацфонда госкомпаниям на этот год. В 2016 году из средств Нацфонда были приобретены облигации нацхолдингов ФНБ «Самрук-Казына» на 97 млрд тенге и облигации НУХ «Байтерек» на сумму 255 млрд. Инвестиции Нацфонда в такие облигации увеличивают дефицит консолидированного государственного бюджета, рассчитанного по международным стандартам.

Необходимо отметить, что вливание дополнительного целевого трансферта на 1 трлн тенге (2% от ВВП) несет потенциальные инфляционные риски для экономики, которая и без того испытывает повышенное инфляционное давление. В связи с этим Нацбанк может принять более консервативную политику по снижению базовой ставки.

Другие новости